Какой мотоблок лучше выбрать: характеристика и функции агрегата

Критерии выбора мотоблока. ТОП-10 агрегатов

Для покупки мотоблока нужно обратиться непосредственно в магазин, где есть возможность визуально оценить внешний вид агрегата и проконсультироваться со специалистами насчёт технических характеристик понравившейся модели. Чтобы иметь представление о том, на какие критерии обращать внимание при выборе агрегата, рекомендуем ознакомиться с этой статьей.

Что такое мотоблок? Принцип работы, функции

Мотоблок – это самоходный одноосный агрегат, который относится к разновидности малогабаритных тракторов. Предназначен для замены ручного труда в фермерском хозяйстве. У мотоблока большое количество функций, которые ограничиваются лишь имеющимся на вооружении навесным оборудованием.

Тяговое усилие, которое создаётся колёсами или гусеницами, является основным условием в осуществлении работы мотоблока.

Применяют мотоблок для вспашки и окучивания небольших площадей сельскохозяйственных угодий, травокоса, снегоуборки, перевозки грузов в буксируемых прицепах.

Мотоблок

Большинство мотоблоков имеют разные схемы агрегатного функционирования и могут комплектоваться следующими орудиями (они приобретаются отдельно):

  • тяжёлый – несъёмными колёсами, плугом, бороной, культиватором, фрезой, которая приводится валом отбора мощностей, косилкой, снегоочистителем, граблями, бульдозерным отвалом, полуприцепом;
  • средний – съёмными колёсами и фрезой, плугом, бороной, окучником, косилкой, полуприцепом;
  • лёгкий мотоблок – фрезой, окучником.

В чём разница между мотоблоком и культиватором?

Разница заключается прежде всего в мощностях и функциональности этих агрегатов. Мотоблок занимает промежуточное звено между моторизованным культиватором и мини-трактором.

В самом начале цепи стоит культиватор, который, как правило, используют на подготовке и рыхлении почвы. Кроме механизированных моделей, снабжённых мотором, есть и ручные разновидности культиваторов. Они в основном применяются для взрыхления и прополки маленьких участков (грядок и т.п.). У культиватора орудие труда (грунтозацеп, фреза и т.п.) является ведущей осью, которое устанавливается вместо колёс.

Затем идёт более мощный агрегат – мотокультиватор. Ранее его называли почвенной фрезой, так как агрегат слабо укомплектован навесными орудиями, их практически нет за исключением одной фрезы. По силе и массе он уступает мотоблоку, который занимает следующее звено этой цепи.

Мотоблок может быть укомплектован самыми различными навесными инструментами – в этом заключается его главное отличие от предыдущих агрегатов. Вместе с тем, нужно отметить, что некоторые мотокультиваторы могут быть по функциональности приближены к мотоблокам.

Виды мотоблоков, их преимущества и недостатки

Ниже в таблице приведены разновидности мотоблоков с их основными плюсами и минусами.

Вид агрегатаПреимуществаНедостаткиОбщая характеристика
Мотоблок лёгкийХорошие скоростные данные, эффективно обрабатывает почву, требует сравнительно немного топлива.Проводит не очень глубокую пахоту почвы.Оптимальное решение для тех, кто трудится на дачных участках и в ЛПХ. Может управлять плугом, окучником, другими орудиями и приспособлениями.
Мотоблок среднийВал отбора мощностей, дифференциал, скорость, надёжность узлов.Сравнительно высокая стоимость, неглубокая вспашка, небольшая ширина захвата, недостаток мощности для некоторого навесного оборудования.Наиболее удачный баланс стоимости и функциональности. Рекомендуется для работы в небольших хозяйствах. Можно использовать со многими навесными приспособлениями.
Мотоблок тяжёлыйЭффективная и скоростная работа по обработке площадей, использует широкий ассортимент навесного, есть дизельные модификации.Достаточно высокие цены не только на сам агрегат, но и затраты на расходные материалы (горючее и т.п.).С успехом используется как в средних, так и крупных фермерских хозяйствах.

Мотоблоки классифицируются также по типу движка:

  • Бензиновый. Главное отличие – топливо воспламеняется искрой свечи. Как правило, такой агрегат покупают для обработки маленьких участков земли. Его главным плюсом является низкая цена. Он отличается небольшой массой, прост в управлении, свободно заводится при любой погоде, не требует больших затрат на обслуживание и ремонт. Мощность достаточно высока – 6-9 л.с. Менее шумный, чем агрегат с дизелем, и более экологичен по количеству выхлопов газов в атмосферу. Среди недостатков можно назвать использование 92 бензина.
  • Дизельный. Для воспламенения применяются свечи накаливания. По цене значительно превосходит своих собратьев – и это при той же мощности, показателях обработки земли, скорости вращения движка. Объясняется это тем, что такой мотоблок имеет большую проходимость, способен «вкалывать» непрерывно на больших и сложных участках, употребляя меньше горючего, к тому же дизтопливо по стоимости уступает бензину АИ-92. Неслучайно дизельный агрегат выбирают профессионалы для работ на фермерских полях, а безиновый – дачники.
  • С валом отбора мощности (ВОМ). Отличие – универсальность. Отличается широким набором функций, которые помогают механизировать ручной труд. Такие агрегаты участвуют в посадке газонов, различных сельскохозяйственных культур, могут выступать в качестве мусоросборника, выполнять другие коммунальные функции. Большинство моделей имеет 4-х тактные одноцилиндровые движки, а также механизмы ВОМ, позволяющие применять активное навесное оборудование посредством шлицевого вала.

На что обратить внимание при выборе мотоблока?

Покупая агрегат, нужно ориентироваться на основные параметры: вид работ и площадь земельного участка. Кому-то нужно вспахать огород на трёх сотках, а кому-то – обработать 1-2 гектара, провести разрыхление, посадку, окучивание. Соответственно запросам следует обращать внимание и на характеристики мотоблока.

Мотоблок

Редуктор

От его качества будет зависеть срок эксплуатации и эффективность работы оборудования в целом. Данное устройство способствует передаче мощностей с вала двигателя к рабочим узлам агрегата. Лёгкие и недорогие модели могут не иметь разборного редуктора, значит, его нельзя будет ремонтировать.

Двигатель

Существует условное подразделение двигателей по классам:

  • профи;
  • полупрофессиональные;
  • бытовые.

Вал отбора мощности

Способствует увеличению диапазона возможностей, делает агрегат многофункциональным. Благодаря валу устанавливается оборудование, которое за счёт движка выполняет функции в активном режиме. Например, не только выбрасывает картофель, но очищает от земли и по транспортеру доставляет в специальное хранилище.

Спектр возможностей навесного оборудования широк:

  • подметает;
  • сеет;
  • поливает;
  • рубит;
  • измельчает;
  • косит и т.д.

Прицеп

У некоторых моделей есть возможность цеплять тележки, тем самым превращая агрегат в своеобразный мини-трактор. Это требует наличия в КПП хороших передаточных соотношений – без них импровизированный агрегат будет передвигаться не более 2км/ч. Будет хорошо, если производитель агрегата выпускает и тележки.

Лучшие модели мотоблоков

Предлагаем десятку лучших по надежности агрегатов отечественных и зарубежных производителей, разной стоимости, модификации и конструктивным возможностям.

№10. КаДви Ока МБ-1Д1М10

В агрегате прежде всего привлекает наличие вала отбора мощности, крепкого корпуса и мощного редуктора.

Другие отличительные особенности:

  • отличная ходовая, скорость – 9 км/ч;
  • надёжный бензиновый двигатель, бензобак – 3,6 литра (несколько часов работы);
  • ширина обрабатываемой области – 0,72-1,13 м, фрезы – 3,6 м;
  • механическая КПП, 4 передачи (2 – вперёд);
  • мощность 6.5 л.с.;
  • масса – 100 кг.
  • агрегат достаточно шумный – 92 дБ;
  • не достаточно крепкое ременное сцепление;
  • ограниченный выбор навесного оборудования.

Смотрите видеообзор этого агрегата:

№9. Нева МБ-23Б-10.0

Отечественный лицензионный бренд. Агрегат среднего класса. Очень надёжный редуктор, шестеренчатый привод, который устанавливается в СУ, 6 передач.

  • ширина обработки – 0,86-1,27 м, глубина – 0,2 м;
  • 6 фрез, скорость вращения – 20-160 оборотов в минуту;
  • бензиновый двигатель «Briggs and Stratton» – 10,6 л.с.;
  • масса – 105 кг.
  • высокая цена для такого типа агрегата, составляющая 778 у.е., но судя по отзывам, она вполне себя оправдывает;
  • мотоблок шумен и немного тяжеловат.

Нева МБ-23Б-10.0

№8. CAIMAN Vario 60S

Лёгкий вариант мотоблока. Сразу бросается в глаза наличие ВОМ, что для этого класса нетипично.

Другие технические данные:

  • 6 фрез прямого направления;
  • ширина обработки почвы – 0,3-0,9 м;
  • двигатель бензиновый Sudaru-Robin EP 17 OHC, четырёхтактный, одноцилиндровый, цепной редуктор;
  • бензобак – 3,4 л;
  • реверсивное движение;
  • масса – 57 кг.
  • сильно шумит;
  • стоит для такого класса недёшево (802 у.е.)

Смотрите проморолик с обзором главных преимуществ этого мотоблока:

№7. Беларус 09Н-01

Этот агрегат имеет полноценный вал отбора мощностей, который напрямую соединяется с движком и придаёт значительный потенциал оборудованию.

  • двигателем бензиновым «Хонда», мощностью 9,38 л.с.;
  • механической трансмиссией;
  • 6 (4 передних) скоростями;
  • пневмоколёсами.
  • большая шумность;
  • ременное сцепление;
  • высокая цена – 1050 у.е.

№6. Скаут GS 81D

Мотоблок тяжёлого класса. Основная особенность – дизель и ВОМ прямого соединения, 8 скоростей. Мотоблок оснащён фарами на корпусе, устойчивом к коррозии, имеет надёжную пневматическую подвеску.

  • мощность – 8,8 л.с.;
  • механическая трансмиссия;
  • фрикционное сцепление;
  • шестерёнчатый редуктор;
  • масса – 213 кг.
  • тяжёлый вес;
  • цена – 1010 у.е., которая компенсируется солидным набором возможностей.

№5. PRORAB GT 80 RDKe

Популярность этому тяжёлому мотоблоку принесла отличная взаимозаменяемость элементов. Кроме крепкого корпуса с фарами и пневматической подвески, агрегат снабжён:

  • электростартером;
  • механической КПП, цепным редуктором, 8-ю скоростями;
  • четырёхтактным дизелем 402 куб.см;
  • бензобаком – 5,5 л.

PRORAB GT 80 RDKe

Агрегат способен обрабатывать участок по ширине – 0,7 м, на глубине – 0,25 м. Диаметр фрезы – 3 м, мощность – 8 л.с., масса – 190 кг.

Среди недостатков, кроме шума и высокой стоимости (1300 у.е.), отмечаются проблемы с запуском в холод.

№4. Целина МБ-600

Мотоблок среднего класса. По ценовым и производственным показателям опережает конкурентов. Снабжён пневматическими колёсами, автоматической трансмиссией, ВОМ, редуктор обеспечивает 4 передачи.

  • двигатель «Лифан» – 196 куб.см;
  • мощность – 6,5 л.с.
  • лёгкий для этого класса вес – 98 кг.
  • хорошо продумано управление;
  • низкий расход бензина – 395 г/ч.
  • топливный бак объёмом 3,6 л обеспечивает 4 часа работы;
  • ширина обработки – 0,7-1,1 м, глубина – 0,30 м.

Целина МБ-600

  • не комплектуется фрезой;
  • шумность при эксплуатации (92 дБ);
  • редуктор нуждается в повышенном контроле.

№3. Мобил К Ghepard CH395

Средний агрегат с пневматической подвеской и устойчивым к коррозии корпусом. Основная особенность – в непосредственном соединении ВОМ с силовым механизмом.

  • 4-хтактный бензиновый ДВС Kohler Command 277 куб.см;
  • мощность – 24 л.с.;
  • механическая трансмиссия, 7 передач;
  • топливный бак объёмом 7,3 литра;
  • вес – 129 кг.

Недостатки – стоимость самого агрегата (2650 у.е.) и его обслуживания.

Смотрите видеоролик с основными характеристиками этого мотоблока:

№2. Агат БС-6,5

Средний агрегат. Имеет шкивное сцепление вала с силовым устройством. Основное достоинство – шестерёнчатый редуктор.

  • трансмиссия – механическая;
  • трёхскоростной;
  • бензобак – 3,75 л (при умеренной нагрузке хватает в среднем на 10 часов работы);
  • масса – 87,5 кг;
  • скорость – 7 км/ч;
  • захват по ширине обрабатываемой площади – 0,6 м, глубина – 0.30 м;
  • 4 фрезы;
  • 4-х тактный бензиновый двигатель.

Агат БС-6,5

  • как и все агрегаты аналогичного класса, издаёт высокий гул во время эксплуатации;
  • отмечается слабость в сцеплении, поэтому нужен контроль.

№1. ЗиД Фаворит (WY 170F)

Оптимально сбалансированный, не требующий доработок мотоблок является лидером Топ-10. Относится к лёгкому типу агрегатов, но обладает массой достоинств:

  • надёжный ВОМ, соединяемый с силовым механизмом ременным шкивом;
  • вращение фрез (их 6) прямое, ширина обработки – 0,35-0,9 м, глубина – 25 см;
  • четырёхтактный двигатель «Лифан» мощностью 7 л.с.;
  • механическая трансмиссия с тремя передачами;
  • пневмоподвеска;
  • масса – 73 кг.

ЗиД Фаворит (WY 170F)

  • сцепление;
  • проблемы с герметичностью возле горловины бензобака.

В настоящее время ассортимент мотоблоков может удовлетворить запросы самого требовательного покупателя. В любом магазине сельскохозяйственной техники найдётся агрегат, соответствующий его возможностям и потребностям.

Как выбрать мотоблок

Как выбрать мотоблок

Нередко мотоблок любя называют «пешим трактором». И неспроста, ведь решаемый с его помощью круг задач обширен. Как сделать осознанный выбор и не совершить ошибок при покупке? На что способен мотоблок? Отвечаем на эти вопросы в данном гайде.

В первую очередь мотоблок нацелен на работы по обработке почвы: прополка, культивация, окучивание, вспашка, посадка картофеля и сбор урожая, покос травы и т. д. Но этим функциональные возможности мотоблока не ограничиваются. Он применяется для перевозки грузов, уборки мусора и снега, откачивания воды.

Важно понимать, что сам мотоблок представляет собой базу для обработки почвы, а окончательный функционал машины определяется наличием и возможностями навесного оборудования, которое планируется использовать при эксплуатации агрегата. О функционале навесного оборудования подробно рассказано в этой статье.

Устройство мотоблока

Мотоблок представляет собой агрегат, сердцем которого является двигатель внутреннего сгорания, установленный на раме. Вращающий момент с вала двигателя, посредством трансмиссии, передается на ведущие колеса и устройство передачи мощности активному навесному оборудованию.

Как правило, трансмиссия состоит из двух узлов: сцепления и редуктора, выполняющего в некоторых моделях функции коробки передач.

Активное навесное оборудование приводится в действие посредством либо ременной передачи, либо будучи подключенным к валу отбора мощности (ВОМ).

Органы управления мотоблоком выведены на руль агрегата, который в свою очередь может быть регулируемым по высоте и поворачивающимся на 180°, для удобства управления мотоблоком во время проведения работ.

Характеристики мотоблоков

Для удобства восприятия, все значимые характеристики, в той или иной степени определяющие выбор устройства, сгруппированы по функциональной принадлежности к тому или иному узлу мотоблока.

Значимые параметры силовой установки

Мощность двигателя — важный параметр, которому следует уделить особое внимание, поскольку от него зависит производительность агрегата и круг решаемых с его помощью задач.

В упрощенном понимании, чем большую площадь предполагается обрабатывать, тем большая мощность должна быть «заложена» в мотоблок.

  • Для выполнения работ по обработке участка площадью 6–10 соток, вполне хватит агрегата с силовой установкой мощностью 6–5 л. с.
  • Для участка площадью порядка 30 соток потребуется аппарат мощностью 8-9 л. с.
  • Если же планируется обрабатывать большие земельные наделы площадью в несколько гектаров, мощность мотоблока должна составить как минимум 10–15 л. с.

Важно понимать, что эксплуатация мотоблока на грани его возможностей — не лучшее решение, поскольку приведет к быстрому износу двигателя.

Желательно всегда иметь в запасе 1–2 лошадиные силы.

Немаловажным внешним фактором является тип обрабатываемой почвы. Непаханая целина может оказаться не «по зубам» даже самым мощным представителям семейства мотоблоков. Для нормальной обработки таких земельных наделов, изначально потребуется привлечение средств тяжелой механизации для предварительной подготовки почвы под возможности пешего трактора.

В технических характеристиках некоторых мотоблоков можно встретить указание мощности двигателя в кВт. Для быстрого перевода в привычные лошадиные силы нужно указанное значение мощности умножить на коэффициент 1,3596.

1кВт = 1,3596 л. с.

Тип двигателя. Мотоблоки подразделяются на бензиновые и дизельные модели. Дизельные агрегаты более выносливы, обладают большим тяговым усилием и завидной экономичностью. Их стихия — профессиональная обработка больших площадей земельных наделов. К недостаткам можно отнести затрудненный пуск в холода, большой вес силовой установки, ее сложность и недостаточное количество специалистов, способных ее квалифицированно обслужить.

Читайте также:  Посадка картофеля культиватором

Подавляющее большинство мотоблоков для хозяйственно-бытовых нужд комплектуется бензиновым четырехтактным двигателем внутреннего сгорания. Такие агрегаты стоят дешевле, менее шумны, довольно просты в обслуживании, обеспечивают легкий запуск даже при отрицательных температурах. В отличие от своих дизельных «сородичей», обладают меньшим моторесурсом, КПД и тяговым усилием.

Параметры трансмиссии

Количество передач. Своеобразным стандартом, обеспечивающим комфортную работу с мотоблоком, является наличие как минимум двух передач для движения вперед одной для перемещения задним ходом.

В последнее время многие производители отступают от этого постулата и оснащают свои мотоблоки коробками передач с большим количеством ступеней переключения, что дает пользователю возможность более гибкого регулирования скорости и тяги на ведущей оси мотоблока. В продаже можно встретить модели с восемью ступенями для движения вперед и четырьмя для перемещения задним ходом.

Тип редуктора. Посредством редуктора момент вращения передается с вала двигателя на ведущую ось и активное навесное оборудование мотоблока. Существует несколько типов конструкции редуктора:

  • Цепной. Вращающий момент передается с двигателя на ведущую ось посредством цепной передачи. Это дешевый и довольно надежный способ реализации редуктора. К его достоинствам относят простоту и относительную надежность конструкции. К недостаткам — непереносимость чрезмерных нагрузок. При приложении к цепи высокой нагрузки, как правило, она растягивается и может оборваться. К тому же, в таком типе редуктора может быть реализовано лишь по одной передаче для движения вперед и назад.

  • Червячный. Самый простой и дешевый способ передачи момента. Поскольку в системе нет ничего более кроме червячного вала и приводимого им зубчатого колеса, такой редуктор имеет довольно высокий КПД (98 %). Однако ресурс узла очень ограничен и сильно зависит от условий эксплуатации и прилагаемых к нему усилий. Переключения скоростей нет. Скорость вращения колес напрямую зависит от оборотов двигателя.

  • Шестеренчато-цепной редуктор обладает высокой надежностью и ресурсом. Момент с главной шестерни, как и в случае цепного редуктора, передается на ведущую ось цепью, а вот изменение передаточного отношения происходит путем зацепления определенных пар шестерен. Именно в этом типе редуктора наиболее просто реализован механизм переключения передач. Слабое место все то же — цепная передача в составе редуктора.

  • Шестеренчатый редуктор. Самый дорогой и самый надежный способ доставки момента на ведущую ось. Обладает высокой надежностью и ресурсом. В то же время — это самое шумное решение.

Если планируется использование мотоблока в связке с активным навесным оборудованием, оптимальным выбором будет модель, оснащенная шестеренчато-цепным или шестеренчатым редуктором.

Тип сцепления. Узел сцепления является важным элементом трансмиссии любого мотоблока. Его задача — передача крутящего момента с вала двигателя на первичный вал редуктора (коробки передач). Причем, не просто передача, а своевременное замыкание и размыкание механической связи между двигателем и редуктором по командам пользователя. Существует несколько типов сцепления:

  • ременное;
  • клиноременное;
  • дисковое;
  • многодисковое;
  • фрикционное.

Наиболее часто в конструкции мотоблока можно встретить либо ременной, либо дисковый тип сцепления. Ременное сцепление отличается простотой и незамысловатостью конструкции. Вал двигателя и первичный вал коробки соединены между собой обычным ручейковым или поликлиновым ремнем.

Когда рычаг сцепления выжат, ремень не натянут и просто проскальзывает по шкиву вала двигателя. При отпускании рычага активируется механизм натяжения ремня, и вращение передается на вал коробки передач. Уже из описания работы видны слабые места такой конструкции:

  • малый КПД, поскольку много энергии вращения расходуется на трение;
  • невозможность передачи большого крутящего момента, ремень будет проскальзывать, нагреваться и в конечном итоге просто порвется. По этой причине ременное сцепление не используется в связке с мощной силовой установкой.

Однако само по себе ременное сцепление очень просто и невероятно ремонтопригодно. Достаточно лишь иметь запасной ремень, а ремонт можно осуществить и в полевых условиях. Покупка запасных частей тоже не «ударит» по карману.

Несколько иначе обстоят дела с дисковыми типами сцеплений. Их принцип действия основан на умении управлять силами трения. Ведомый диск прижимается к ведущему с большой силой, в результате чего образуется прочная механическая связь для передачи момента вращения. В многодисковых вариациях таких пар несколько, а во фрикционном типе — диск сцепления прижимается к маховику, закрепленному на валу двигателя.

Сцепление дискового типа чрезвычайно надежно и при правильной эксплуатации не доставляет особых хлопот механизатору. К недостаткам можно отнести дороговизну конструкции и невозможность проведения ремонта в полевых условиях.

Параметры навесного оборудования

Возможность установки навесного оборудования. Весь потенциал мотоблока раскрывается при использовании навесного оборудования, поэтому при выборе пешего трактора нелишним будет изучить возможности потенциального кандидата на роль незаменимого помощника на предмет совместимости с различными видами навесного оборудования.

Что касается навесных принадлежностей, таких как плуг, картофелекопалка, окучиватель, снежный отвал и т. д., то здесь нужно обратить внимание на систему крепления. Она должна быть совместима с креплением мотоблока.

Как правило, производители указывают совместимые принадлежности.

Передача мощности на активное навесное оборудование. Что касается активного навесного оборудования, то здесь важно понимать принцип передачи вращения к навесным узлам у конкретной модели мотоблока. Он может быть реализован посредством вала отбора мощности (ВОМ) или с помощью ременной передачи.

В первом случае — это специальный фланец, расположенный на редукторе агрегата, для подключения активного навесного оборудования.

Во втором — шкив, закрепленный на валу и соединенный с навесным приспособлением ремнем.

В обоих случаях необходимо проверять совместимость навесного оборудования с конкретной моделью мотоблока.

Параметры, влияющие на качество обработки почвы

В первую очередь мотоблоки приобретают для вспашки и обработки земли, поэтому этой группе параметров следует уделить должное внимание.

Ширина культивации. Этот параметр характеризует ширину обработанной полоски земли за один проход мотоблоком. При выборе агрегата следует здраво оценить конфигурацию приусадебного участка и исходя из нее выбирать подходящее значение ширины культивации. В противном случае можно получить ситуацию, что мотоблок в хозяйстве есть, а землю приходится копать лопатой, поскольку пеший трактор не проходит по ширине между постройками, деревьями, кустарниками и другими препятствиями.

По ширине культивации можно косвенно оценить потребную мощность двигателя. Считается, что для обработки поверхности шириной 20 см, необходимо порядка одной лошадиной силы мощности силового агрегата.

Глубина обработки. Характеризует уровень заглубления фрез в грунт. Значение этого параметра продиктовано диаметром фрез, установленных на мотоблоке, и, как правило, равняется его половинному значению.

Другие параметры мотоблока

Диаметр колес. Не все агрегаты оснащаются колесами, но с ними мотоблок обладает большим функционалом и по своим возможностям приближается к мини-трактору. Чем больше диаметр колес, тем легче агрегату преодолевать препятствия и тем «мягче» его ход.

Ширина колеи. Характеризует расстояние между ступицами крепления колес. Чем больше этот параметр, тем устойчивей мотоблок.

Вес. Чем выше вес аппарата, тем лучше его сцепление с поверхностью, а следовательно, проще дается обработка почвы. Для мотоблоков весом более 100 кг, крайне желательно наличие в трансмиссии дифференциала. С ним поворачивать и разворачивать пеший трактор значительно проще.

При выборе мотоблока важно обращать внимание на баланс масс относительно колесной оси. Управление плохо сбалансированным агрегатом потребует дополнительных физических усилий.

Скорость движения. Для культивации почвы и выполнения большинства операций в пешем порядке, вполне достаточно будет скорости 3–4 км/ч. Если же планируется оснащение мотоблока прицепом для перевозки грузов, стоит присмотреться к моделям, развивающим скорость в 10–12 км/ч.

Электрозапуск. Дополнительная опция, автоматизирующая запуск силового агрегата. Особенно полезна у тяжелых мотоблоков, оснащенных мощным дизельным двигателем. Для запуска бензинового мотора у агрегатов малой и средней мощности, вполне достаточно ручного механизма.

Варианты выбора мотоблока

К выбору мотоблока нужно подойти ответственно, четко очертив для себя условия и сценарии его эксплуатации, круг возлагаемых на агрегат задач. К примеру, для небольших приусадебных хозяйств наилучшим образом подойдут мотоблоки мощностью 5–7 л. с., оборудованные ременным сцеплением и редуктором цепного типа.

Для средних участков (20–30 соток) — бензиновые мотоблоки мощностью 8–9 л. с. с дисковым или ременным сцеплением и шестеренчато-цепным редуктором. Если предполагается использование агрегата не только для работ в поле, но и для выполнения других задач — обязательна возможность подключения активного навесного оборудования.

В небольшом фермерском хозяйстве наиболее уместно присутствие мотоблока профессиональной серии с двигателем большой мощности, шестеренчатой коробкой передач с несколькими ступенями переключений и многодисковым сцеплением.

Для работы в тяжелых условиях с большой нагрузкой, оптимальным будет выбор аппарата с дизельным двигателем и возможностью автоматического запуска.

Обработка огорода от А до Я: как выбрать подходящий мотоблок?

В 21 веке мотоблок стал незаменимой вещью для каждого садовода, так как заменяет одновременно несколько инструментов, таких как лопата, коса, окучник, снегоуборочник и др. Некоторые модели позволяют культивировать (вспахивать) огород, где земля сильно утоптана, другие же оснащаются режущими фрезами для кошения травы. Мощные дизельные устройства могут быть оснащены прицепами для перевозки инвентаря и сельскохозяйственных культур. А отдельные модели с валом отбора мощности способны работать с разнообразным навесным оборудованием. Мы объясним, на что обратить внимание при выборе подходящего мотоблока под определенный вид сельскохозяйственных работ.

Тип двигателя мотоблока

Существует несколько типов двигателей мотоблоков:

    . Главным преимуществом двухтактных бензиновых двигателей является высокая мощность, поэтому мотоблоки, оснащенные ими, обычно способны хорошо рыхлить целину (утоптанный грунт). Однако в отличие от четырехтактных, данный тип двигателей больше расходует топливо (примерно на 30 % больше по сравнению с аналогичным по мощности четырехтактным движком). Помимо этого, нужно готовить бензиново-масляную смесь, которая заливается в топливный бачок. Если добавить масла меньше, чем требуется по пропорциям (указывается на упаковке), то будет быстро изнашиваться поршневая система, а при избыточном добавлении масла, будет чадить мотор. Из-за вышеперечисленных недостатков многие производители переходят на установку четырехтактных или дизельных двигателей, поэтому двухтактных моделей на рынке становится все меньше. Приобретать двухтактный мотоблок стоит только в том случае, если планируете заниматься исключительно культивацией небольших участков или клумб — для шабашек по пашне лучше брать четырехтактную или дизельную модель. (бензиновый). Наиболее популярный тип бензиновых двигателей для мотоблоков и культиваторов. В зависимости от мощности модели, мотоблоки с подобными двигателями применяются для обработки земельных участков от 5 до 20 соток. При этом благодаря конструктивным особенностям, двигатели практически никогда не перегреваются, поэтому их очень удобно использовать в теплый период года. Принцип их работы состоит из четырех действий: подается топливная смесь в цилиндр, затем поршнем смесь сжимается, после этого воспламеняется от свечи, и сгоревшие отходы выводятся через клапан. Здесь масло с бензином заливаются в отдельные резервуары, избавляя пользователя от необходимости следить за соблюдением пропорций. При этом шумовые показатели у четырехтактных моделей гораздо ниже, чем у двухтактных. Помимо прочего у них гораздо меньшее потребление бензина и масла для смазки (зависит от модели). Однако практически во всех случаях при равных показателях мощности четырехтактные агрегаты будут более тяжелыми, чем двухтактные. Если двухтактные не превышают тридцати килограмм, то четырехтактные модели могут весить более центнера. А вес напрямую влияет на уставаемость оператора.
    (четырехтактный). Дизельные модели — это мощные агрегаты, предназначенные для вспашки больших площадей, а также для перевоза грузов. Так, например, модель Forte MD-101E , мощностью 7400 Вт (10 л.с.), способна дополнительно брать на себя груз до 500 кг. Благодаря таким тягловым показателям дизельные агрегаты в большинстве своем могут быть дополнительно оснащены навесным оборудованием, например, кусторезом, заготовителем сена и т.п. Практика показывает, что поршневая система дизельных двигателей более долговечная, чем у бензиновых (зависит от производителя). Также дизеля меньше расходуют топлива за одну единицу времени. Однако в ремонте такой движок обойдется дороже бензинового, да и сам по себе мотоблок на порядок дороже. Мощные дизельные модели подойдут и для тех, кто планирует зарабатывать на пашне земельных участков — порой это единственный механизированный способ в тех местах, где трактор попросту не пройдет (к участку невозможно подъехать или он обнесен несъемным ограждением). . Электрические двигатели в сравнении с бензиновыми и дизельными не дают выхлопных газов, поэтому более экологичные. Также они гораздо тише работают. Однако радиус их действия ограничен длиной шнура (можно увеличить с помощью удлинителя), да и сам по себе шнур сильно мешает под ногами во время работы. Мощность электрических агрегатов не превышает 2500 Вт, поэтому интересны они будут лишь тем, кто регулярно обрабатывает собственный небольшой участок размером не более 2 – 3 соток, причем где земля не сильно утрамбована. . Это маломощные модели для обслуживания небольших по размеру участков. Главным их преимуществом по сравнению с обычными электрическими является возможность пахать землю при отсутствии активного источника питания. В остальном же по мощности и шумности они аналогичны электрическим. Однако из-за наличия аккумулятора модели имеют больший вес. Также аккумулятора хватает не более чем на час, после чего придется заряжать (зарядка может длиться до 4 часов).

Тип редуктора

Редуктор — это конструктивный элемент, отвечающий за преобразование большой скорости на входном вале в рабочую скорость мотоблока на выходном вале. Также он передает крутящий момент от двигателя к колесам устройства.

Какой мотоблок лучше выбрать? Изучаем фирмы и характеристики

Три десятилетия назад вопрос, вынесенный в заголовок статьи, просто не существовал. Мотоблоки в те годы промышленность серийно не выпускала.

Колхозы не нуждались в средствах малой механизации и обрабатывали землю мощной колесно-гусеничной техникой.

Редкие умельцы приспосабливали стартерные двигатели тракторов на самодельные шасси, чем вызывали удивление и зависть у немеханизированных дачников.

Сегодня настал «золотой век» мотоблоков. Эти универсальные машины активно используются на крестьянских подворьях и в небольших фермерских хозяйствах, заменяя два-три вида обычной техники.

Читайте также:  Как выбрать насосную станцию для дачи: виды и установка своими руками

Тот, кто видел в работе мотоблок, наверняка высоко оценил его возможности и не прочь приобрести такого «конька-горбунка» для своего участка.

Перед покупкой подобного механизма нужно понять, что даст вам применение мотоблока, поскольку его нередко путают с мотокультиватором. По сравнению с ним мотоблок может выполнить намного больше рабочих операций.

Кроме культивации и окучивания, им можно пахать землю, использовать для перевозки грузов, чистки снега и выкашивания травы. Уборка картофеля и полив огорода – еще две востребованные функции данного механизма, реализуемые при покупке дополнительного оборудования.

Конструктивно мотоблок отличается от культиватора тем, что тяговое усилие у него создают колеса. Мотокультиватор «тянет» по земле фреза, установленная на ведущий вал. Кроме этого, мотоблок отличается от культиваторной установки более мощным двигателем (от 4 л.с.), и солидным весом (от 70 кг).

Некоторые модели мотоблоков имеют сцепное устройство для буксировки прицепа и вал отбора мощности, который позволяет агрегатировать их с навесным оборудованием.

Разновидности мотоблоков

Классифицирующими признаками, влияющими на выбор мотоблока, являются их вес и мощность мотора.

Различают три разновидности этих агрегатов – легкие, средние и тяжелые. Первые две категории рассчитаны на бытовое применение. Вес таких машин находится в диапазоне от 50 до 100 килограмм, а мощность двигателя не превышает 8 л.с. Многие из них оснащаются редуктором с двумя передними и одной задней скоростью.

Тяжелые мотоблоки предназначены для фермерского хозяйства. Они весят более 100 килограмм, имеют коробку передач и двигатель мощностью более 8 л.с. Такие машины можно дооснастить навесным оборудованием, существенно расширяющим их возможности.

Рассмотрим более детально процесс выбора мотоблока, исходя из условий его работы: типа почвы, площади обработки и количества функций.

Тип почвы

Отвечая на вопрос, как выбрать мотоблок, первым делом нужно обратить внимание на плотность почвы, которую вам предстоит обрабатывать. Чем тяжелее земля, тем более мощный и тяжелый механизм потребуется. Мотоблок массой до 70 кг без пробуксовки потянет окучник или плуг только по легкой земле. Для целины и тяжелых почв его вес должен начинаться с 95 кг.

Говоря о силовой установке мотоболока, следует отметить, что дизельный двигатель для обработки тяжелой земли лучше бензинового. У него более высокое тяговое усилие, большой моторесурс и низкий расход топлива. Недостатком такого мотора является затрудненный запуск при температуре воздуха ниже +2С.

Мотоблоки весом менее 150 кг при работе с окучником, плугом или картофелекопателем должны быть снабжены грунтозацепами – металлическими колесами.

Площадь обработки

Этот показатель влияет на мощность выбираемого механизма и ширину обработки им почвы за один проход. Если площадь участка не превышает 15 соток, достаточно купить средний мотоблок с двигателем от 3,5 до 4 л.с. и шириной обработки до 800 мм.

Если пахотный надел составляет от 15 до 40 соток, потребуется мотоблок с двигателем не менее 7 л.с. и шириной обработки земли 900 мм.

Для работы на участке большой площади (от 40 соток до 1 га) понадобится агрегат мощностью от 9 л.с. и шириной захвата до 1000 мм.

Глубина обработки

В соответствии с требованиями агротехники оптимальная глубина культивации почвы мотоблоком должна находиться в пределах от 20 до 30 см.

Дополнительные функции

Перечень дополнительного оборудования для оснащения мотоблоков довольно широк, но выбирать нужно только те устройства, которые чаще всего будут вам необходимы.

Без вала отбора мощности функции мотоблока сводятся лишь к культивации почвы и вспашке участка. К валу отбора мощности можно подключить роторную газонокосилку, снегоотбрасыватель, мотопомпу, картофелекопатель и другие навесные механизмы.

Если есть необходимость в использовании мотоблока для транспортировки грузов, нужно выбрать модель, оснащенную прицепным устройством и большими пневматическими колесами (диаметр не менее 45 см).

Для очистки участка от снега лучше купить агрегат с карбюраторным брендовым двигателем, поскольку он лучше заводится и устойчиво работает при низкой температуре. Для привода снегоотбрасывателя одинаково хорошо подходит не только вал отбора мощности, но и обычный шкив.

Возможность регулирования рукояток по высоте – полезная опция, повышающая удобство при работе. Для транспортировки груза обязательным условием является возможность разворачивать рукоятки мотоблока на 180 градусов.

Двигатель, редуктор и сцепление

Двигатель – наиболее дорогой и ответственный узел мотоблока. Поэтому экономить на нем – значит, каждый сезон заниматься ремонтом вместо продуктивной работы.

Наиболее качественные и экономичные моторы для данных агрегатов выпускают компании Гринфилд (GreenField), Субару (Subaru), Хонда (Honda), Форза (Forza) и BRIGGS & STRATTON. Неплохо зарекомендовали себя китайские силовые агрегаты Lifan, выпускаемые по лицензии Honda.

Практически все производители мотоблоков сегодня комплектуют свои машины двигателями перечисленных фирм. Поэтому нет смысла покупать «чистую» Хонду, которая обойдется в несколько раз дороже агрегата, на котором стоит хондовский мотор.

Относительно количества тактов двигателя можно уверенно заявить, что четырехтактные моторы предпочтительнее двухтактных, как с точки зрения экономичности, так и по уровню надежности.

Сцепление мотоблока может иметь многодисковую либо однодисковую конструкцию, а также реализовано в виде ременной передачи. Первые два типа сцепления более надежные, поэтому используются для установки на тяжелых машинах.

Ременное сцепление мотоблока

Редуктор мотоблока имеет большое значения для его безаварийной работы, поэтому на него нужно обязательно обратить внимание при выборе. На дешевые агрегаты ставят неразборные редукторы, которые в случае поломки приходится полностью менять.

Разборный обслуживаемый редуктор в этом отношении выгоднее, особенно если он изготовлен из литого чугуна, а не из алюминия.

Шестеренчатый редуктор

Лучшими конструктивными вариантами редукторов являются шестеренчатые и шестеренчато-цепные. Червячный редуктор сильно нагревается при работе с полной нагрузкой. Это приводит к необходимости останавливать мотоблок через каждые 20-30 минут.

Производители и ориентировочные цены

Получив представление о технических параметрах и возможностях данных агрегатов, намного легче ответить на вопрос какой мотоблок лучше купить. В этом случае нам остается только сравнить цены в выбранном классе этих машин.

В категории легких и средних бензиновых мотоблоков практически на равных конкурирует техника отечественных и зарубежных фирм.

Среди легких мотоблоков сегодня пользуется спросом российский бренд Салют. Пользователи этой техники в своих отзывах пишут, что самый лучший мотоблок данной компании тот, на котором стоит 4-х тактный японский бензиновый мотор мощностью 5 л.с., шестеренчатый редуктор и клиноременное сцепление. Его цена составляет от 31 тыс. руб.

Его конкурент – мотоблок Нева МБ 3С (вес 70 кг) оснащен двигателем Subaru мощностью 5,7 л.с. При стоимости в 34 тыс. руб. данный агрегат оптимален для работы на приусадебных и фермерских участках.

Стоимость средних мотоблоков французского бренда Кайман (Caiman) начинается с 46 тыс.рублей. Такую сумму вам придется заплатить за 6-сильный агрегат с двигателем Robin-Subaru. Он оснащен 2 передними и одной задней передачей. Максимальная глубина обработки почвы у него составляет 32 см при ширине захвата до 90 см.

Мотоблок Кайман

Отечественные средние мотоблоки Нева, Каскад с такими же рабочими характеристиками и надежными американскими моторами Briqqs&Stratton обойдутся в более скромную сумму – от 34 до 39 тыс. руб. Ценник на китайский бензиновый Кентавр (7 л.с.), способный вспахать почву до глубины 30 см при ширине прохода в 100 см не превышает 26 тыс. руб.

В категории тяжелых дизельных мотоблоков по соотношению цена-качество уверенным середнячком является техника Скаут. Мотоблоки с почвофрезой от этого производителя мощностью 8 л. с. (такие как 81 D) можно приобрести от 59 тыс. руб, более мощные модели (101 DE, 15 DE) обойдутся уже около 80-85 тыс. рублей.

Также следует обратить внимание на бренд МТЗ Беларус и китайский Зубр. Эти машины оснащаются дизельными двигателями Honda и Briqqs&Stratton мощностью 9-10 л.с., имеют дисковое сцепление и шестеренчатый редуктор.

Четыре передние и две задние скорости позволяют не только качественно пахать тяжелую землю, но и перевозить грузы на прицепной тележке. Цена таких мотоблоков стартует с отметки в 70 тыс. руб.

Мотоблок МТЗ Беларус

В отзывах о тяжелых мотоблоках Зубр можно найти нарекания на невысокое качество изготовления, необходимость подтяжки соединений перед началом эксплуатации и шумность в работе. Этот агрегат уступает бренду МТЗ, но при этом намного дешевле белорусского аналога (цена агрегата мощностью 12 л.с. находится в пределах 42-46 тыс. руб.)

Как выбрать мотоблок: виды, функции, характеристики

Мотоблок – разновидность малогабаритного трактора, достаточно мощный самоходный агрегат с навесным оборудованием, позволяющим выполнять различные функции. Предназначен для работы на почве разных видов. В сравнении с обычными тракторами имеет небольшой вес.

универсал.jpg

Составляющие мотоблока:
  • бензиновый или дизельный двигатель;
  • ходовая часть;
  • трансмиссия;
  • система управления;
  • элемент агрегатирования для подсоединения дополнительного навесного оборудования.
Принцип работы

Устройство основано на базе одноосного шасси. Его работа осуществляется за счет тягового усилия, создаваемого колесной ходовой частью.

Функции и область применения

Мотоблок – универсальный агрегат, выполняющий ряд разнообразных функций с помощью навесного оборудования. Успешно применяется в сельскохозяйственной и фермерской деятельности.

мотоблок и навесное.jpg

Какие задачи может выполнять:
  • культивация верхнего слоя почвы;
  • разрыхление и вспашка;
  • окучивание;
  • посадка и выкапывание овощных культур;
  • скашивание травы, уничтожение сорняков;
  • внесение и равномерное распределение удобрений;
  • очистка от снега;
  • с применением прицепных устройств можно выполнять перевозку грузов.

Мотоблок или культиватор: что лучше

мотоблок и культиватор_2.jpg

В отличие от культиватора, мотоблок имеет большую выносливость и выполняет широкий спектр работ. Он способен обработать площадь земельного участка более 1 гектара.

Культиваторы – более легкие устройства, выполняющие культивацию почвы. Компактный агрегат успешно используется для обработки небольших земельных участков.

Виды и классификация мотоблоков

Мотоблоки классифицируются на 3 вида в зависимости от целевого использования и веса агрегата.

Виды мотоблоков:
  1. Легкие – вес до 40 кг, мощность – 5-7 л.с. Рассчитаны для работ на земельных участках площадью не более 40 соток. Ширина захвата – в пределах 85 см. Не подходят для культивации тяжелого грунта.
  2. Средний класс – более мощные агрегаты, до 9 л.с., вес – до 120 кг. Успешно справляются с обработкой участков до 1 гектара, применяются для очистки территории от сорняков и в качестве снегоуборочной машины. Ширина захвата – до 100 см.
  3. Тяжелый класс – самый мощный вид мотоблоков, относящийся к профессиональному типу. Вес агрегата может достигать 180 кг, ширина захвата – 100-135 см. Подходит для обработки участков площадью до 4 гектар. Мощность оборудования – 9-17 л.с.

Какой мотоблок выбрать: важные параметры

При выборе мотоблока важно ориентироваться на основные параметры и функциональность устройства, исходя из поставленных задач.

Класс и масса

Класс устройства выбирается с учетом площади земельного участка и вида работ, которые будут выполняться при помощи этого оборудования.

Для обработки небольших огородов, сада или дачного участка можно выбрать мотоблок легкого или среднего класса. Профессиональные модели оптимальны для выполнения разных работ на сельскохозяйственных участках большой площади.

По весу:
  1. Для домашней эксплуатации можно купить мотоблок весом 60-80 кг.
  2. Для обработки целины и работы на больших земельных участках лучше подобрать более мощное оборудование, вес которого может достигать 110 кг и более. Такие модели применяются для перевозки тяжелых грузов, обработки твердой почвы и сбора урожая в больших объемах.
Тип и мощность двигателя

По типу двигателя мотоблоки разделяются на два вида – бензиновые и дизельные.

Бензиновые мотоблоки отлично подходят для обработки небольших дачных участков и огородов. Они отличаются низким уровнем шума, небольшим весом, не требовательны в уходе. Стоят дешевле, чем модели дизельного типа.

Дизельные мотоблоки более мощные агрегаты, оптимальны для работы на больших земельных участках. Характеризуются высокой устойчивостью и большим уровнем сцепления с почвой. Более надежны и экономны в расходе топлива.

По мощности двигателя:
  1. Для обработки небольших участков можно выбрать мотоблок мощностью 3-4 л.с.
  2. Для работы на участках площадью 1 гектар подойдут модели на 5-6 л.с.
  3. Более мощные агрегаты на 6-9 л.с. эксплуатируются на сложных почвах с большим объемом работ.
Сцепление и редуктор

Удобство работы и надежность оборудования определяет трансмиссия, состоящая из редуктора, сцепления и количества передач.

На мотоблоки устанавливается сцепление двух видов:

  1. Однодисковая или многодисковая выжимная муфта. Как правило, такое оснащение имеют тяжелые агрегаты высокой надежности.
  2. Ременная передача – более простой и наиболее распространенный вариант, устанавливаемый на мотоблоки разных моделей.

Редуктор в мотоблоке отвечает за передачу крутящего момента с двигателя на выходной вал.

Виды редукторов в мотоблоках:

649c44d9f71c397609ce4d48a578ff80.jpg

  • на более легких моделях устанавливается конструкция с цепями и звездочками в корпусе;
  • более надежные и тяжелые модели оснащены шестеренчатыми и шестеренчато-цепными редукторами.

Недорогие легкие модели имеют в оснащении неразборный редуктор, который нельзя будет отремонтировать в случае его поломки.

Глубина и ширина обработки

Каждый мотоблок рассчитан на определенную глубину и ширину обработки, что тоже важно учитывать при выборе оборудования.

ширина обработки.jpg

  1. Если плодородный слой грунта составляет не более 20 см, можно выбрать агрегат с глубиной культивирования в пределах 25 см. Модели, рассчитанные на обработку грунта на глубине 30-35 см, оптимальны для эксплуатации на более толстых плодородных грунтах.
  2. Для небольшого земельного участка будет достаточным захват по ширине в пределах 60-80 см. Модели с шириной обработки 80-130 см выбираются для работы на участках площадью более 1 гектара.

Вал отбора мощности (ВОМ)

aurora_space_yard_val_otbora_moshhnosti.jpg

Вал отбора мощности – важный элемент, за счет которого к агрегату подсоединяется дополнительное навесное оборудование, расширяющее функционал устройства.

Если планируется использовать мотоблок в разных работах, нужно приобрести модель с ВОМ.

Скорости

Большинство современных мотоблоков оснащены механической коробкой передач с одной задней и двумя передними скоростями. Чем больше скоростей, тем удобнее эксплуатация агрегата. Например, задняя скорость позволяет эксплуатировать мотоблок на узком участке, где невозможно развернуть технику.

Большое количество скоростей также необходимо, если планируется эксплуатировать мотоблок для уборки снега, перевозки грузов и прочих работ.

Полезные советы по подбору мотоблока

Мотоблоки для обработки земельных участков изготавливают отечественные и зарубежные производители. Покупая такой агрегат, рекомендуется отдавать предпочтение надежным брендам, имеющим заслуженную репутацию.

Читайте также:  Как выбрать удобный мотокультиватор для своего участка?
Полезные советы для покупателя:
  1. Определите размер участка для выбора необходимой мощности мотоблока. Чем больше участок, тем более мощное оборудование понадобится для работы.
  2. Определите сразу поставленные задачи и какое дополнительное оборудование вам пригодится.
  3. При покупке мотоблока продавец обязан оформить гарантийные обязательства от производителя. Срок гарантии – от 1 до 5 лет.
  4. Перед эксплуатацией агрегата на участке внимательно изучите инструкцию и соблюдайте все рекомендации производителя. Это позволит снизить риски поломок. Перед работой заливайте полный бак топлива и обязательно проверяйте уровень масла в двигателе.

Популярные бренды мотоблоков с хорошими эксплуатационными характеристиками: Aurora, Champion, Patriot и др. Читайте отзывы владельцев и покупайте технику в специализированных магазинах.

Выбрать подходящий мотоблок или культиватор в каталоге.

Автор – Дмитрий Якунин
Работает в компании Евротек с 2012 г. в отделе интернет-продаж. Имеет высшее техническое образование, которым не стесняется пользоваться во всех сферах жизни.
Знаёт всё о сварке, может квалифицированно проконсультировать по всему спектру бытовой садовой техники.
В свободное время читает классическую литературу, играет на PS4.

Как выбрать мотоблок: характеристики, цены, отзывы

Какой мотоблок лучше: цены, отзывы и характеристики данного вида техники

Сегодня все чаще незаменимым помощником на сельскохозяйственном участке становится техника. Она позволяет экономить время и силы при обрабатывании больших участков, и при этом справляться с поставленными задачами эффективно и быстро. Как правило, для этих целей выбирают мотоблоки.

В статье будет раскрыта информация о том, как выбрать мотоблок: цены, отзывы и советы по выбору оптимально подходящей для ваших целей модели.

kak-vybrat-motoblok-foto-video-harakteristiki-czeny-otzyvy-1

Мотоблок или культиватор: что выбрать

Прежде чем приобрести садовую технику, необходимо понимать различия между мотоблоком и культиватором: цены, отзывы, какие лучше модели, и т.д. Некоторые фермеры поддаются общему ажиотажу или вовсе путают эти два вида оборудования. На деле же мотоблок и культиватор – два разных устройства, отличающихся своим назначением и функционалом.

kak-vybrat-motoblok-foto-video-harakteristiki-czeny-otzyvy-2

Основные особенности культиваторов и мотоблоков

Особенности и назначение культиватора в следующем:

  • единственная функция культиватора, сообразно его названию – культивирование почвы;
  • результат работы культиватора – мягкая земля и измельчение корней сорняков;
  • двигатель культиватора может быть бензиновым или электрическим;
  • у культиватора отсутствуют другие возможности и функции, помимо культивации почвы;
  • культиваторы стоят куда дешевле мотоблоков.

Мотоблоки – техника более сложная и универсальная:

  • функционал мотоблока зависит от установленного на него навесного оборудования;
  • установить на мотоблок можно культиватор, окучиватель, плуг и другие приспособления;
  • данный вид техники также можно использовать для транспортировки грузов, установив прицеп и колеса — таким образом, мотоблок превращается в мини-трактор. В интернете можно найти видео трактора из мотоблока своими руками;
  • при приобретении мотоблока и навесного оборудования к нему, вы сразу обзаводитесь в хозяйстве электрогенератором, сенокосилкой, водяной помпой и рядом других устройств, в качестве которых может выступать данный агрегат;
  • замена оборудования отличается простотой и не занимает более 15 минут;
  • в базовую комплектацию техники входят колеса и культиватор, остальное оборудование необходимо докупать отдельно, выбирая только актуальные в вашем хозяйстве приспособления;
  • на современном рынке представлены как отечественные, так и импортные модели мотоблоков, а также гибридные варианты, когда японские или китайские двигатели для мотоблоков совмещают с ходовой частью местного производства.

Таким образом, цены мотоблоков с валом отбора мощности выше, чем обычных культиваторов, однако, первые предоставляют несравнимо больше возможностей, ведь прицепное оборудование делает эту технику по-настоящему универсальной. Поэтому большинство предпочитает эти устройства культиваторам. Однако, если единственная ваша цель приобретения техники – обеспечение культивирования почвы, целесообразно купить простой культиватор, экономя при этом денежные средства.

kak-vybrat-motoblok-foto-video-harakteristiki-czeny-otzyvy-5

На заметку! Учтите, что универсальность мотоблоков распространяется и на сферу их применения. Например, мотоблок можно запросто использовать в теплице, где работа мини-трактора невозможна.

Что собой представляет мотоблок

Название данного вида техники говорит само за себя. Механизированный блок работает на основе двигателя, который может быть бензиновым или дизельным. Вал редуктора дополнен правым и левым мотором – на него крепится навесное оборудование, отвечающее за расширение функциональности устройства.

За передвижение мотоблока отвечают колеса с мощными шинами. Налипшая грязь самостоятельно очищается с колес во время передвижения по земле при условии правильной установки исходя из направления их вращения. Узнать, как установить колеса можно из инструкции к мотоблоку.

kak-vybrat-motoblok-foto-video-harakteristiki-czeny-otzyvy-6

Для регулировки высоты подъема и угла поворота руля предусмотрен специальный рычаг. В качестве аккумулятора выступает неразборная самозарядная батарея.

Виды и цены мотоблоков и навесного оборудования к ним

Функциональность мотоблока зависит от количества навесного оборудования, ведь именно оно отвечает за выполнение различных задач. Такие приспособления могут входить в базовую комплектацию техники или докупаться отдельно.

Разумеется, чем более универсально и функционально устройство, тем выше его цена, поэтому целесообразно изначально решить, какие дополнения к мотоблоку вам нужны сразу, а затем по мере необходимости докупать дополнительные элементы.

kak-vybrat-motoblok-foto-video-harakteristiki-czeny-otzyvy-7

Многие детали можно сделать самостоятельно, например, легко найти чертежи, видео картофелесажалки для мотоблока своими руками. Или можно видоизменить устройство, если сделать снегоходы из мотоблоков своими руками. Так, вы сэкономите финансы и получите технику, идеально соответствующую вашим потребностям, ведь самостоятельные работы более выгодные, чем цены снегоходных приставок к мотоблокам.

Существуют следующие основные типы навесного оборудования:

  • косилки: бывают навесными, фронтальными или роторными, с их помощью скашивают ботву, ухаживают за газоном и заготавливают сено. Можно изготовить косилку для мотоблока своими руками или купить заводскую модель за 8500 рублей или выше;
  • окучники: бывают спаренные, одиночные, дисковые, лемешные. С их помощью окучивают растения и рыхлят почву межу рядами, чтобы удалить сорняки. Цена стартует от отметки в 400 рублей;
  • культиваторы: применяются для культивации земли также могут быть применены для боронования плодоносного слоя почвы. Стоимость заводской модели составляет около 3500 руб., хотя можно сделать специальную насадку по видео бороны для мотоблока своими руками;
  • ездовой модуль: при необходимости обрабатывать большие площади участка такой модуль позволяет человеку сидеть. Стоимость пахотно-ездовой телеги стартует от 10300 рублей;
  • прицеп: служит для транспортировки грузов, может быть обычным или иметь опрокидывающийся кузов. Его можно сделать своими руками, чертежи прицепов для мотоблока найти в интернете не составит труда. Купить изделие в магазине можно за 13700 руб. и выше.

Бензин или дизель: выбор оптимально типа двигателя

Между бензиновым, электрическим и дизельным типом двигателя большинство выбирают дизель. Выбор бензин-мотоблоков 9 л зачастую обусловлен стремлением сэкономить на покупке, ведь бензиновые модели стоят дешевле.

Однако дизельная техника обладает рядом неоспоримых преимуществ:

  • КПД ее работы выше;
  • при эксплуатации такого устройства наблюдается значительно меньший расход топлива, чем бензиновыми аналогами, поэтому можно с уверенностью утверждать, что при приобретении дизельного устройства уже через небольшой промежуток времени вы сэкономите больше, чем если купите мотоблок бензин 9 л;
  • долговечность: для дизельного двигателя используются более износостойкие и надежные детали;
  • идеальная приспособленность для вспахивания, культивации и окучивания, благодаря возможности функционировать на низких оборотах из-за высокого тягового усилия;
  • удобство в использовании: отсутствие карбюратора ликвидирует необходимость постоянной регулировки оборудования;
  • наличие воздушного или водяного охлаждения.

Какой купить двигатель на мотоблок: выбор объема и мощности

Главным параметром при выборе является показатель мощности, так как от нее напрямую зависит цена двигателя на мотоблок, а также мощность влияет на эффективность работы оборудования.

Классификация мотоблоков: тяжелые, легкие и средние

В зависимости от мощности двигателя и веса самого оборудования, мотоблоки делятся на три категории:

Вес тяжелого мотоблока превышает 100 кг, а мощность 10 л.с. У такой техники есть вал отбора мощности, передающий на фрезы вращающий момент – скорость движения самого мотоблока на этот процесс не влияет также от этого не зависит цена. Какой мотокультиватор лучше? Отзывы утверждают, что стоимость тяжелой техники целиком оправдана ее эффективностью, ведь вес гарантирует отсутствие резких рывков в процессе эксплуатации устройства, что важно при обработке целины или случайном попадании камней или корней под навесные приспособления.

kak-vybrat-motoblok-foto-video-harakteristiki-czeny-otzyvy-11

Комплектующие таких мотоблоков отличает высокая износостойкость и долгий срок службы без потери эксплуатационных характеристик, что крайне важно, ведь подобные механизмы способны работать до 20 часов в сутки.

Цены тяжелых мотоблоков всегда выше, однако, и их характеристики несравнимы с техникой других категорий. В рейтинге мотоблоков среди тяжелой техники первенство держат немецкие производители, за ними следуют американские фирмы. Отечественные модели не менее универсальны, но несколько уступают в надежности своим импортным аналогам. Хотя выгодные цены и доступность таких мотоблоков делает их достойными конкурентами на современном рынке.

На заметку! Важно понимать, что при покупке техники стоит учитывать еще и доступность комплектующих к ней. Ведь не только цены гусеничной приставки к мотоблоку, но и любых других запчастей импортного производителя будут выше. Кроме того, играет роль сервисная база: при иностранном изготовителе придется заказывать детали, а это означает, что ни о какой срочности не может быть речи.

kak-vybrat-motoblok-foto-video-harakteristiki-czeny-otzyvy-12

Легкие и средние мотоблоки: параметры и особенности

Вес средних устройств составляет от 80 до 100 кг. Мощность мотора обычно – 5-6 л.с. С их помощью можно перевозить грузы весом до 500 кг. Как и в случае с тяжелыми моделями, средние мотоблоки легко дополняются навесным оборудованием, что существенно расширяет их функционал. При использовании насоса их можно применять для перекачки воды.

Легкие мотоблоки весят до 80 кг. Мощность двигателя такой техники не превышает 4 л.с. Они способны прорабатывать почву на глубину до 15 см. При выборе таких моделей учтите, что они не годятся для обработки целины или тяжелой почвы: мотоблок будет работать рывками, что приведет в результате к неоднородности вспахивания и наличию островков нетронутой земли.

А вот для обработки легких почв, например, торфяных, легкие модели подходят оптимальным образом. При минимальном сопротивлении грунта мотоблок легко и эффективно вспахивает, рыхлит и окучивает землю.

kak-vybrat-motoblok-foto-video-harakteristiki-czeny-otzyvy-13

Расчеты мощности двигателя исходя из площади участка

Показатели объема и мощности двигателя, необходимые для обработки мотоблоком конкретного участка, зависят от его площади.

Захват (ширина) мотоблока и объем двигателя в зависимости от площади участка:

Площадь участкаМощность двигателя, л. с.Захват (ширина) мотоблока, см
до 20 соток3,560
до 60 соток480
до 1 га5-690
1-4 га9100
более 4 гацелесообразнее приобретение мини-трактора

Мощность техники напрямую влияет на ее прочностные характеристики и выносливость. Поэтому выбирая мотоблок с хорошей мощностью, вы можете быть уверены в долговечности и надежности устройства.

Зная площадь участка и мощность техники, вы можете рассчитать количество проходов, а также суммарный путь за время работы на нем. Также при помощи таких расчетов вы можете прикинуть необходимую для вашего участка мощность мотоблока.

kak-vybrat-motoblok-foto-video-harakteristiki-czeny-otzyvy-14

Пример: площадь вашего участка составляет 1 га, что равно 100х100 м. При захвате мотоблока 60 см и необходимости идти внахлест на 5 см фактическая ширина обработки составит 55 см. Разделив одну сторону участка на это число, получаем 182 – количество проходов, необходимых для его обработки. Получается, что длина пути составляет 18,2 км. Работая на скорости 0,4 км/ч выходит, что на обработку участка потребуется 44,5 часов – почти 6 смен без перерывов и заправки техники. Таким образом, понятно, что легкий мотоблок не справится с участком в 1 га и нужна техника помощнее.

Данный тип устройств потребляет мало топлива, обычно расход составляет 0,9-2,5 л/ч. Одна канистра топлива обычно уходит за 8-22 часа работы техники.

Какой мотоблок лучше: цены, отзывы и важные параметры для выбора

Расход топлива не относится к определяющим параметрам при выборе мотоблоков, так как более мощные модели с большим расходом топлива, в свою очередь, характеризуются большей шириной захвата и справляются с обработкой участка той же площади за меньшее количество времени.

kak-vybrat-motoblok-foto-video-harakteristiki-czeny-otzyvy-15

На заметку! Обратите внимание, что мотоблоки отечественного производства с двигателями импортного изготовления (например, мотоблок Угра с двигателем Хонда) требуют использования более качественного топлива по сравнению с полностью отечественными аналогами.

По отзывам владельцев мотоблоков, техника отечественного производства обладает немного меньшим уровнем надежности, чем японские и немецкие аналоги. Поэтому учтите, что при эксплуатации такой техники время от времени возможны поломки.

kak-vybrat-motoblok-foto-video-harakteristiki-czeny-otzyvy-16

Часто это касается устройств отечественного производства с двигателями иностранного изготовления, например, мотоблоков с двигателем Хонда. Особенно это актуально для двигателей для мотоблоков с редуктором. Проблема в том, что в двигателях для мотоблоков с редуктором и сцеплением часто выходит из строя именно редуктор – особенно актуальна эта поломка с использованием ременных передач.

Таким образом, если периодические простои техники для вас не критичны, можно сэкономить на покупке дорогостоящей модели. Если же малейшие сбои оборудования грозят вам финансовыми потерями, обращайте внимание на самую надежную технику.

Ориентировочные цены на некоторые модели мотоблоков различных производителей:

Модель мотоблокаМарка двигателяМощность двигателя, л.сВид топливаШирина/глубина захвата, смВес, кгЦена, руб.
Нева МБ-2С-6,5Subaru Ex176,5бензин76-170/2010046000
Ока МБ-1Д2М13Subaru Ex176бензин60-90/309038450
Агат ХМ 6.5Hammerman HGE-168F16,5бензин30-60/307829900
Салют 5Р-5,0Subaru EY20-3D5бензин60-90/307836700
Угра НМБ-1Н8 Lianlong LL168F-1Lianlong LL-168F-17бензин60-80/309033500
PATRIOT Boston 9DEPatriot9дизель125/3016470500
Brait BR-75Brait 168F-2 гильзованый7бензин80-1200/150-3007049600
Havert S-70Havert7бензин90/329029900
Pubert Quatro Junior 65B TWK+Briggs&Stratton I/C 130G6,5бензин90 и 60 (4/6 фрез)/до 327052000
Husqvarna TF 536Subaru OHC EP216,39бензин30 и 90/307098600

Продолжение статьи читайте на следующей странице.
Для перехода к следующей части статьи используйте цифры постраничной навигации.

Ссылка на основную публикацию